logotype
  • image1 История одного государства.
  • image2 История одной семьи.
  • image3 Памяти Николая II ...

Рубрики

This Site

Нравственный мир и религиозность Николая II

Д.Ходнев "Император Николай II - державный вождь российской армии":
"Наш последний Государь был глубоко верующим, тихим, кротким и необычайно добрым; он напоминал Тишайшего царя Алексея Михайловича, образ которого он так любил и память которого всегда почитал; в характере у них обоих было много общего.

Государь родился в день церковного поминовения памяти св. Иова Многострадального, в чем должно усматривать перст Божий и предопределение.   Вот это и давало Царю-Мученику силы переносить все невзгоды с истинно христианским смирением и кротостью.   В его дневнике имелась следующая примечательная запись: "... у меня более чем предчувствие, что я обречен на страшные испытания и что я не буду вознагражден за них на этом свете; но-да будет воля Господня!.." Это последнее - "Да будет воля Господня" - было постоянной молитвой Государя, и часто Им произносилась в слух.   Прав И.И. Тхоржевский: "У Государя всегда было темное предчувствие обреченности, нотки усталого смирения, грустного безразличия".   Министр иностранных дел Извольский в своих воспоминаниях приводит следующую фразу Государя, сказанную им 20 июля 1906г., когда в Кронштадте вспыхнул мятеж: "Я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа; что бы ни случилось, я склоняюсь перед его волей". Вспомним и другие слова: "Если нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию, я всегда готов ею быть; да будет воля Господня!"
niki47i (348x480, 31Kb)
Государь, как и вся семья, был глубоковерующим. Он был Русским православным Царем.   Молитвою начинался, молитвою и кончался его трудовой день.   Перед каждым серьезным делом он неспеша, истово осенял себя крестным знамением, призывая себе в помощь Господа Бога.  Смирение перед Господней волей - было отличительной чертой глубоко верующего Царя.  "Да будет воля Твоя" - с этой молитвой прошел он весь свой крестный путь, вплоть до мученической кончины. Помню, солдаты наши неоднократно обращали свое внимание на то, как усердно и истово молился Государь.

...Я вспоминаю обедню, в воскресенье 10 декабря 1906 г., в церкви Царскосельского дворца, когда я впервые увидел Государя молящимся.   Я был поражен благочестием, смирением и усердием, с коими молился Царь.   Было видно и чувствовалось, что он действительно молился, забывая обо всем постороннем и как бы уходя от всего окружающего в мир иной...  В последние годы Царская Семья почти не пропускала богослужений в Государевом Феодоровском соборе, где молилась постоянно, начиная с первого дня как был отстроен и освящен этот удивительно красивый и так располагавший к молитве храм.   Прикладываясь ко св. Кресту или принимая благословение пастыря , Государь и вся семья постоянно со смирением лобызали священнику руку, хотя бы это был самый простой деревенский батюшка.
Все православные церковные правила и обычаи строго выполнялись Царской Семьей - посты, исповедь, св. причастие, христосование."

Н.Обручев "Подлинный облик Царя-Мученника как человека, Христианина и Монарха"
"Нравственными и душевными качествами Николай II обязан своим Августейшим родителям.   От них он унаследовал ничем не поколебимую веру в Бога, глубокое благочестие, преданность и покровительство Св. Православной церкви, осознание своего священного долга Монарха, как главного правителя и первого слуги Богом вверенного Его попечению народа российского. Царь-Мученик глубоко верил, что только неуклонное исполнение своего долга делало жизнь человека осмысленной и полезной.   Это чувство в Его душе доминировало над всем остальным, стояло у него на первом месте и было для него важнее его собственной жизни.   Его кажущаяся некоторым слабость исходила не от того, что у него не было силы воли, но от его человеколюбия, от врожденного у него уважения к мнению других и как следствие этого от нежелания кого-либо обидеть.   Воспитанные, интеллигентные и умные люди, как правило, никогда не бывают грубыми и высокомерными.   Однако полное отсутствие у Царя-Мученика высокомерия и грубости отрицательно воспринималось многими его современниками и сотрудниками.
Отличительные качества доброй души Николая II: простота, скромность, смирение и человеколюбие - были превратно поняты и приняты за слабость не только многими иностранцами, но и многими из его подданных.   На самом же деле благодаря этим душевным качествами в нем была воплощена огромная нравственная сила, которой он руководствовался как в управлении страной ,так и в своей личной жизни до последнего своего вздоха".
x_99ef251c (479x480, 31Kb)
В.И. Мамонтов, очень долго бывший главноуправляющим Канцелярией по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых и по роду своей службы бывший очень близко к Государю, характеризует Николая II следующими словами:  "С врожденным и сильно развитым чувством справедливости, добрый, слишком, к сожалению, добрый, гуманный, он с величайшей готовностью шел на встречу предлагавшимся ему канцелярией мерам восстановления попранных прав и смягчению суровых велений закона, когда изъятие из него не нарушало ничьих интересов и вызывалось требованиями высшей справедливости.   Я не говорю уже об оказании им широкой помощи впавшим в нужду - доброта его в таких случаях не имела предела, - только недостаток средств заставлял его с сожалением отказывать."

Царь-Мученик был подлинно Православным Царем - борцом за христианские идеалы, подвижником в своем царском служении российскому народу.   Правление Россией было у него неотъемлемо от его религиозного убеждения, как Помазанника Божьего.

В этой своей религиозной убежденности черпал он силы для управления бурлившей страной, продолжавшемся более 22 лет.
Несмотря на мрачные предзнаменования и предчувствия, он никогда не терял своего христианского оптимизма.   Подлинно христианское смирение было отличительной чертой его праведной души; он никогда не предавался унынию, какие бы скорби и печали ни встречались на его жизненном пути.   Свой жизненный путь он прошел ровной поступью - с именем Божьим на устах и с образом Христа в своем сердце.

"Государь был одарен замечательными личными качествами, - пишет Жильяр, - он был воплощением самых благородных и лучших чувств русской души.   Он подчинился своей судьбе и покорно принял сверхчеловеческий труд ,порученный ему Богом.   Всеми силами своей души он любил свой народ и свое отечество.   Особенно горячо любил Государь простонародье и русского крестьянина, к улучшению жизни которого Государь стремился всей душой.   История отдаст ему должное." //Материалы взяты из книги Николай II в воспоминаниях и свидетельствах. - М.:Вече, 2008.-352с.
niki43 zs (354x472, 58Kb)
У Николая II было развитое чувство справедливости, и это было причиной его необыкновенной сдержанности.   От Императора невозможно было услышать резкое слово.   Однажды министр иностранных дел С.Д. Сазонов высказал свое удивление по поводу спокойной реакции Императора в отношении малопривлекательного в нравственном отношении человека и об отсутствии всякого личного раздражения к нему.  "Ну что Вы.   Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть, - отвечал ему Николай II. - Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого".

Спокойный, деликатный в общении, Государь имел отзывчивое и доброе сердце.
"Потребовались бы целые горы бумаги, чтобы перечислить все случаи его безграничной, деликатной отзывчивости, его сердечных переживаний горя с другими и той искренний радости, когда его помощь шла на пользу людям,- пишет А.Мордвинов. -  Его доброта был не поверхностного качества, не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Он помогал сколько мог, из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы, в том числе лицам, к которым, я знал, он был лично не расположен.   "Он скоро раздаст все, что имеет",- говорил мне однажды покойный князь Н.Д. Оболенский, управлявший кабинетом Его Величества, основывая на этом даже свое желание покинуть занимаемую должность".
"По собственным словам Его Величества, сказанным однажды с глубоким сердечным волнением, он за все время царствования не подписал ни одного смертного приговора, и ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Государя, не была им отклонена".   (Стало общим местом обвинять царя в событии 9 января 1905г. в Петербурге. Но забыли все тот факт ,что приказ об открытии огня был самовольно отдан командующим СПб военным округом).

"Я прожил не один десяток лет, много видал хороших, добрых людей, - замечает он в другом месте, - но почти нигде не встречал такой беспредельной, чарующей доброты, такого большого, незлобивого сердца, как в семье моего Государя и его отца".

Искренность была отличительной особенностью Николая.  "Государю были противны всякая игра, всякие замаскированные ходы, всякая неискренность необходимая якобы для пользы дела, - писал А.Мордвинов. -  Он предпочитал молчать ,вместо того чтобы фразами и поступками скрывать свое истинное отношение к вопросу, как это умеют делать ловкие политики.   Он и бывал очень часто молчалив, в особенности когда чувствовал, что его слова могут чем-то обидеть собеседника, сделать ему больно, но, будучи раз высказанными, эти слова всегда искренно передавали то, что он думал в данное время , не оставляя за собой никакой задней скрытой мысли".

Николай II был человеком бесстрашным и хладнокровным, он никогда не боялся покушений, не боялся за свою жизнь, не был трусливым и даже восставал против элементарных мер безопасности.
N II- (516x700, 39Kb)
"Покорность воле Божией была основой его религии, и его вера в Божественную мудрость, которая направляет события, давала Николаю II то совершенно сверхъестественное спокойствие, которое никогда не оставляло его", - писал один из приближенных Царя.

Царь был по-настоящему православным человеком, и вера, зародившаяся в его душе еще в детстве, с годами в нем только крепла.   Николай Александрович очень любил богослужения и говорил, что когда ему не удается побывать в праздник в церкви, он чувствует на душе тяжесть. А вот какую характеристику религиозности царя дает священник Николай Шавельский, отнюдь не входивший в число его верноподданных: "Государь выслушивал богослужение всегда со вниманием, стоя прямо, не облокачиваясь и никогда не приседая на стул.   Очень часто осенял себя крестным знамением, а во время пения "Отче наш", "Тебе поем" на литургии, "Славно в вышних Богу" на всенощной, становился но колени, иногда кладя истовые земные поклоны.   Все это делалось просто, кротко, со смирением.   Вообще, о религиозности Государя надо сказать, что она была искренней и прочной.   Он принадлежал к числу тех счастливых натур, которые веруют, не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений".

// цитаты из книги: Орехов Д. Подвиг Царской семьи.- СПб.:Невский проспект, 2002.-221с.
nikolay2_molitva (700x496, 98Kb)

You have no rights to post comments